Москва, Благовещенский переулок, 1а
Резиденция "Дом на Маяковке", 4 этаж, 407 офис
+7-495-64-22226
+7-926-99-45556 - Запись на занятия

Лицо как зеркало души - психологическая косметология

01.10.2008  ЛЮДМИЛА КИРИЕВСКАЯ


Про мимические морщины известно, что они начинают появляться в возрасте 25-27 лет, вначале на лбу в виде складок между бровями, затем возле глаз (так называемые «гусиные лапки»), в области носогубной складки, и так далее, по нарастающей – чем старше человек, тем больше. А также про мимические морщины известно, что они старят и портят настроение не только прекрасной половине человечества, но и мужчинам. Современная косметология предлагает множество способов избавления от мимических морщин – от масок и массажей до введения под кожу биогелей, ботокса и производства пластических операций с целью удаления «лишней» кожи и подтягивания ее. Последствия манипуляций и операций на лице известны и очень часто бывают плачевными – стоит посмотреть телевизор и почитать о многочисленных исках звезд к пластическим хирургам и косметологам.

Однако исправленные морщины неизменно появляются вновь, а риск для здоровья в результате этих процедур не всегда оправдывает себя в смысле получаемого результата. Вряд ли кто-то всерьез задумывается о глубинных, изначальных причинах возникновения мимических морщин – не нарушениях взаимоотношений гиалуроновой кислоты в соединительной ткани, а тех, которые лежат еще глубже – в психике человека и его взаимоотношениях с окружающим миром. Известно, что морщины появляются от стрессов, уныния, тоски, чрезмерной эмоциональности, недосыпания, тяжелой работы. Но досконально западной наукой все это не изучено. Знаменитое японское искусство чтения по лицам – нинсо - в Европе известно весьма мало, однако знания, заключенные в нем, порой поражают воображение. По морщинкам лица, складкам, пигментным пятнам, веснушкам и родимым пятнам, по мимике знатоки нинсо могут рассказать о здоровье, привычках, жизни, проблемах, прошлом и даже будущем человека настолько точно, что это даже пугает. Европейская физиогномика является всего лишь бледной тенью этого древнего восточного искусства. Несмотря на то, что сейчас не составляет труда найти любую информацию, сведения по техникам нинсо в информационном пространстве отсутствуют. Известно только, что, согласно этой науке, на лице человека можно обнаружить 144 оттенка цвета, 212 типов морщин, 32 запаха не говоря уж о различных временных явлениях типа покраснений, прыщей, пигментных пятен и т.д., по которым можно прочитать информацию о жизни человека и его здоровье.

..........

Гость редакции практический психофизиолог Елена Алексеева предложила собственную теорию причин возникновения мимических морщин и различных проблем с кожей лица, и, соответственно, методику по их устранению и омоложению лица и шеи без использования традиционных косметологических манипуляций. Ее метод чем-то напоминает науку нинсо. Однако он базируется на европейском научном подходе.

- Елена, с чем же все-таки связаны наши морщины, почему они образуются?

Слово «морщины» однокоренное со словом «сморщиваться». А сморщивание – это реакция на некоторое воздействие извне. Фактически происходит следующее: поступает стимул в виде раздражения – и возникает реакция в виде сморщивания с последующим расслаблением. Так, если отреагировать быстрым сморщиванием на то или иное воздействие (например, сильный порыв ветра, пыль, летящую в лицо), то затем произойдет рефлекторное расслабление.

То есть, человек, отреагировав на раздражитель, расслабляет мышцы автоматически. Пара стимул-реакция, сыграв свою роль, распадается – до следующего раза. Так происходит, если воздействие оценивает правильно. Это и называется адекватным реагированием. Когда информация о раздражителе проникает на глубинные уровни оценки (преходящий порыв ветра), реагирование происходит на инстинктивном уровне, наши мышцы, правильно выполнив свою функцию, легко расслабляются. В процессе повторения воздействия того же стимула реакция фиксируется в наилучшем когерентном взаимодействии двух полушарий мозга, и затем, при столкновении с похожим раздражителем, адекватная мышечная реакция воспроизводится автоматически.

Но если фильтры наших внутренних установок (эго-установок, эго-программ) мешают раздражителю проникнуть в высшие отделы сознания, то напряжение в мимических мышцах сохраняется длительно, поддерживая возбуждение на раздражитель уже в его отсутствие. Обычно это стрессовый хронический раздражитель, в ответ на который возникает чувство вины, обиды, стыда, страха, гнева и др., и мимическая реакция словно застывает на лице, как маска. Таким образом, реакция на раздражитель фиксируется в наших социальных масках личности, не проникая на глубинные уровни оценки сознания, то есть, не подвергаясь адекватной оценке мозговыми структурами. И в результате на лице застывает определенное выражение за счет напряжения мышц.

Самую большую роль в формировании такой мимической маски играют негативные эмоции, подавленные когда-то в прошлом и осевшие в мышечных паттернах. Неотреагированный опыт постепенно превращает лицо в слепок с набором однотипных выражений. Лицо напряжено, и за счет этого постоянного напряжения образуются привычные морщины и даже нарушается симметрия лица.

..........

Увы, страдает не только лицо, хотя лицо наиболее показательно. Нередко бывает, что человек настолько переполнен негативными чувствами, что не хватает эмоций выразить то или иное переживание. Вот, например, обидчивый человек, когда уже не способен выразить свою обиду, независимо от желания «формирует» на лице устойчивую маску, напряжение мышц которой постоянно посылает к его внутренним органам сигналы обиды, от чего будет активизирован весь пищеварительный тракт, и быстро возникнут нарушения, связанные с пищеварением. Можно привести много таких примеров и их связи с различными внутренними функциями.

- Каким же образом с помощью психокоррекции можно изменить эту ситуацию, ведь даже если стресс уходит, морщины уже сформированы?
Стрессовые накопления, проявляющиеся в виде напряжений, защитных масок, искажения черт лица, морщин, отображают психоэмоциональные проблемы личности. Для снижения интенсивных стрессовых нагрузок, я, как тренер, использую в своей работе естественное средство восстановления, гармоничное для человека: умение самостоятельно быстро расслабляться, успокаиваться и находиться в комфортном, спокойном эмоциональном состоянии равновесия.

Обучение поддержанию внутреннего эмоционального баланса запускает «встроенные» механизмы саморегуляции, используя природное стремление живой системы к оптимальному, уравновешенному функционированию. Основа обучения и реабилитации – мой авторский метод «Практика осознанного отражения»: коррекция мимической рефлексии, при которой вырабатывается новый алгоритм оптимального реагирования организма на любое внешнее воздействие, не только на стресс.

Первостепенные аспекты метода это: релаксация мышечная и мыслительная - ключевой элемент обучения психофизиологической и эстетической саморегуляции; и нейтрализация - обнуление стресс-реакции на стимул, индивидуальное целенаправленное совершенствование механизмов внутреннего торможения.

В основе идеомоторной релаксации лежит полная проработка и расслабление мимических мышц лица при помощи алгоритма последовательных умственных действий (без физических движений). Расформирование старых неадаптивных привычек, а также усвоение новых поведенческих навыков всегда осуществляется в нейтральном состоянии, то есть на фоне преобладания парасимпатической нервной системы.

-Какие навыки вырабатываются с помощью этого метода?

Корректировать стрессовое состояние человека, используя метод «Практики осознанного отражения» можно как изнутри, так и снаружи.

В первом случае, когда человек обращается с проблемами социально-личностного характера при нарушении психологической адаптации, мы работаем с содержанием эмоций. Это случаи фиксации на неприятных мыслях, подавленных чувствах и переживаниях, что проявляется, например, таким симптомом как избегание ситуаций, связанных с неприятным событием. Поэтому клиент, конечно же, хочет обучиться приемам и техникам осознанного ненасильственного управления своими эмоциями. Обучение направлено на усиление самообладания и эмоциональной саморегуляции. Результатом является развитие навыка волевого самоконтроля за поведением.

На занятиях мы обучаем постоянно находиться в комфортном состоянии спокойствия, которое впоследствии человек научается вызывать самостоятельно. Для устранения фиксированных реакций и снижения напряжения применяется идеомоторная лицевая ауторелаксация.

Моложавость и сглаживание черт лица получаются опосредованно за счет расслабления мимических мышц во время специальной подготовки к процедуре нейтрализации стресс-реакции на раздражитель. В результате устранения избыточного эмоционального реагирования уходит невротизация, высвобождается много энергии, человек получает возможность отслеживать свои мысли, эмоции и реакцию на них, он четко осознает свои поступки и их мотивацию.

Во втором случае корректируется мимическая экспрессия, работа ведется с внешним отражением эмоций. Многие мужчины и женщины, которые почувствовали несоответствие между внутренним самоощущением и своей внешностью приходят на тренировку для физического совершенствования лица и повышения стрессоустойчивости организма.

Это практические занятия, в процессе которых человек получает стабильный навык самоконтроля за мимическими движениями и эмоционально-мимической экспрессивностью, т.е. сознательный контроль за состоянием лицевых мышц во время проявления любых лицевых движений вплоть до их полного расслабления после выполненных действий.

То есть, в этом случае берется в расчет не содержание переживания, а только его видимый результат – постоянное мышечное напряжение лица, наличие морщин. Ставится задача – восстановление свободной мимической пластики, независимо от содержания проблемы. Человек осваивает это как новую привычку и впоследствии может применять ее в любых ситуациях, ненасильственно управляя своей мимикой. Ставится цель, чтобы отреагирование происходило на автоматическом (как вождение автомобиля) уровне, без застревания в эмоциях. Омоложение и модификация лица происходит целенаправленно, так как идет тренировка адекватной мимической двигательной активности, обучение осознанному управлению мимикой.

- С чего начинается работа с обратившимся к Вам клиентом?

Вначале проводится диагностика с помощью оборудования для функционального биоуправления: реабилитационного психофизиологического комплекса для тренинга на основе биологической обратной связи (БОС). Используются различные датчики, регистрирующие работу функциональных систем, отслеживаются ответы на стимуляцию, мы узнаем, каков уровень стрессового реагирования человека. Динамическое тестирование регуляторных свойств организма позволяет определять тип физиологической реакции на стресс.

Оборудование делает доступной для сознания информацию, в обычных условиях не воспринимаемую и часто не контролируемую человеком (например, силу вегетативных реакций на раздражитель). С помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), частоты сердечный сокращений (ЧСС), кожно-гальванической реакции (КГР), фотоплетизмограммы (ФПГ) и т.д., можно наглядно оценить, какова реакция на раздражитель – как функционируют связи между полушариями мозга, как осуществляется ориентировочная реакция, сужаются ли периферические сосуды и т.д.

На основании стресс-тестирования определяется психофизиологическое состояние человека, уровень его тревожности. Субъективно он может сказать, что у него «все нормально», он так живет уже давно. Поэтому и нужна объективизация с помощью такого достоверного вида информации, как данные психофизиологической аппаратуры. Как вы знаете, именно на этих исследованиях основан полиграф (детектор лжи). Нам как раз нужно, чтобы организм человека с помощью данных тестов правдиво рассказал о себе сам.

- Что же дают тесты, как далее используется полученная информация?

..........

Проведенные пробы и тесты позволяют наиболее наглядно показать человеку его стресс-реакцию, патологически сформированную систему взаимосвязей между популяциями нейронов, осуществляющих программирование, реализацию и контроль какого-либо психического или физиологического процесса. Становится очевидным, что нужно работать с физиологией, не только с психологическим содержанием проблемы.

Мне близка научная обоснованность биоуправления с помощью БОС-терапии: ее надежность, нетоксичность и неинвазивность. Нейротренинг с использованием БОС обеспечивает равновесие между двумя полушариями головного мозга, а также между нервной и иммунной системами, тем самым влияя на физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные процессы, обеспечивая оптимальное использование всех возможностей человека.

По итогам исследований проводятся различные БОС-процедуры по индивидуально подготовленным сценариям, например: ЭЭГ-тренинг и повышение стрессоустойчивости с помощью показателей периферического отдела вегетативной нервной системы. Получив подобную информацию о психофизиологическом состоянии, можно научиться контролировать и произвольно управлять функциями организма, что обеспечивает возможность поэтапного изменения всей проблемной системы человека. Если обнаруживаются не только функциональные нарушения, но и затруднения психологической, социальной адаптации, и имеется эмоциональное «зависание», то нужна работа с содержанием эмоций. В этом случае проводится курс занятий по моей методике «Трансформация эмоционального реагирования».

- После оценки реагирования пациента следует собственно сама методика? В чем она заключается?

Вначале с помощью теста производится коррекция самоидентификации, затем проводится обучение идеомоторной лицевой ауторелаксации по моей авторской методике «Чувство равновесия», далее тренируются приемы развития параллельного внимания. Затем производится трансформация эмоций за счет поведенческих технологий В.А.Иванова, меняется основная стратегия поведения, чтобы человек при столкновении с проблемой не впадал в оцепенение и не убегал, а адекватно и быстро отреагировал на проблему, не застревая на переживаниях, связанных с ней. После этого выявляются проблемы в системе конденсированного стрессового опыта. В нем обычно скрывается самая глубинная причина недовольства жизнью, цепь стрессовых накоплений человека с самого рождения – это и страх смерти, и травма рождения и кризисные события жизни. Так же решаются текущие болезненные переживания, обнуляется эмоциональная реакция на особо острые события.

Вся работа производится в состоянии глубокого мышечного расслабления, в мягкой и спокойной форме, без применения суггестии.
Для достижения такого состояния используется более 120 техник, и все они осуществляются на 2-х ритмах мозга – альфа и тета, то есть в состоянии свободного бодрствования и покоя. В отдельных случаях (например, при сильном психоэмоциональном истощении) могут присутствовать дельта волны – это волны ультрапарадоксальной фазы сна, когда мозг бодрствует, а мышцы глубоко расслаблены (состояние «релакса»). В таком состоянии у человека преобладает парасимпатическая система, практически отвечающая за вытормаживание многих сдержанных стрессовых эмоциональных реакций.

Эта система также отвечает за психорелаксацию, за сосудорасширяющее, спазмолитическое действие. У человека в таком состоянии снижается пульс, нормализуется систолическое и диастолическое давление, снижается тонус периферических сосудов, сердце меньше качает кровь, мелкие сосуды расширяются, в них лучше проводится кровь на периферию. Животные до такого состояния могут расслабляться только во сне. У людей это возможно без сна и применения суггестии, посредством мысленно выполняемых мышечных упражнений – подняли-отпустили, сжали-расслабили.

После вхождения в такое глубокое расслабление человек это состояние фиксирует посредством медитативной графики, иными словами, просто рисует рисунок, желательно цветными фломастерами, чтобы образ был ярким. Происходит фиксация благостного, спокойного и комфортного состояния на материальный носитель – рисунок на бумаге. При желании, после нескольких вхождений в это состояние, сопровождающихся взглядом на рисунок, человек научается мысленно воспроизведя образ рисунка достичь расслабленного состояния без помощи упражнений.

Далее в таком расслабленном состоянии человеку предлагается воспроизвести в памяти психотравмирующую ситуацию, которая не дает покоя и вызывает чувство тревоги и паники. Если трудно представить ситуацию мысленно, внимание неустойчиво, то она воспроизводится письменно.

Для т.н. психической анестезии применяются различные техники моторной визуализации и приемы по управлению образами. Основная цель их применения – сохранить нейтральное спокойное состояние при просмотре стрессогенной информации. Так как сознание человека сохраняется активным, вся процедура обнуления, угашения стресс-реакции занимает немного времени. Дольше длится настройка на спокойные мозговые ритмы.

- Почему приходится проводить такую релаксационную подготовку?

Дело в том, что в процессе закрепления отрицательного жизненного опыта образуются очень устойчивые нейронные связи. Желательно не закрепить их еще сильнее, просматривая негативную ситуацию, а наоборот – устранить. А для этого надо не включаться в ситуацию, а смотреть на нее со стороны. Это возможно только в расслабленном, спокойном состоянии. Механизм возникновения реакции на психотравмирующую ситуацию работает по закону доминанты Ухтомского – как только воспроизводится в памяти какое-то неприятное событие или лицо обидчика, мозг словно охватывается пожаром, мир сужается до размеров ситуации. В этот момент сразу нарушается содружественная связь между полушариями, остается только один очаг возбуждения – та самая доминанта, в соответствии с которой выстраивается линия защитного поведения.

Обычно это поведение продиктовано жесткими установками ожидания и «прогноза», как человек-«раздражитель» обязан себя вести, формируется множество претензий к нему и недовольства. Информация воспринимается словно через эго-фильтр личности – усваивается только та, которую человек готов принять для себя, т.н. удобная информация.

Например, если в семье есть насилие над ребенком со стороны мужа, жена «фильтрует» поступающую информацию, и в ее сознании связь между действиями мужа и последствиями насилия над ребенком разорвана. Не от того, что она не хочет видеть эту связь, просто женщина таким образом компенсируется и устраняет перенапряжение.

Она видит некие вторичные выгоды – муж кормилец, мужчина в доме - и эти выгоды подсознательно вытесняют все неприятные моменты, связанные с ним. Поэтому всегда необходимо изначально наладить связь между полушариями.

Кроме того, реакция должна быть адекватна текущему воздействию, которое производится сейчас, а не содержать результат накопленной суммы ранее неосуществленных реакций.

- Как же этого достичь? В расслабленном состоянии человек мысленно воспроизводит ситуацию, и начинает снова переживать. Как с этим справиться?

Переживать снова больше не приходится, в этом весь смысл. В безэмоциональном, ровном состоянии, с помощью специалиста человек отстраненно просматривает череду образов негативного события, приводящих в напряжение. Задача специалиста удержать его от эмоционального включения в само событие.

Каждый раз, когда в расслабленном и спокойном состоянии («альфа-состояние»), пропуская сквозь сознание ситуацию, пациент ощущает признаки легкого мышечного напряжения, он сразу воспроизводит чувство покоя и комфорта (посредством упражнений) и снова «прокручивает» эту ситуацию.

При этом так же устраняются и умственные установки, приводящие к переживанию и неадаптивному поведению, изменяется оценка события и отношение к нему.

В конце процедуры, когда человек почувствовал безразличие и сохранил эмоционально-мышечное спокойствие, это значит, что произошло устранение возбуждения моторного нейрона, поддерживающего напряжение мышцы, размылась рефлекторная дуга, доминанта разрушилась. После чего формируется новая, желательная модель поведения и реагирования на это же событие, новые нейтральные или позитивные установки.

Далее вновь определяем самоидентификацию – проработав наиболее травматичный материал, угасив его, человек начинает освобожденно воспринимать себя несколько по-иному, нежели до этого. Часто осмысливается выход из кризиса: «Да, был крах бизнеса, я его пережил, отреагировал, но сейчас я уже вижу пути решения, перспективы, которые могу построить». То есть, начинается совершенно новое личностное развитие, вырастает уверенность в себе.

Во время занятий я так же обучаю входить в различные: равновесия, «невовлеченности», «включенности» и состояние «внутренней тишины». Таким образом, реализуется эффект научения поддержанию спокойно-внимательного состояния. Оказавшись в стрессовой ситуации, человек интуитивно вспоминает «альфа-состояние», корректирует себя автоматически, включает алгоритм снижения и нейтрализации волнения. Негативные чувства больше не подавляются, протекают непринужденно, осознанно, быстро проживаются и завершаются.

Подобный навык можно отработать и в курсе по коррекции стрессовых состояний и на занятиях по коррекции мимики.

- Ваши клиенты проходят оба эти направления?

Совсем не обязательно. Если вас мучают какие-то страхи или болезненные переживания по поводу, например, отношений с молодым человеком, то тренируется волевой контроль за содержимым эмоций и поведением для усиления самообладания. Конечно, часть мимического тренинга, для психорелаксации туда включена, но полученные навыки контроля после этих занятий не позволят полностью контролировать мимическую экспрессию. То есть, для закрепления навыка осознанно управлять мимическими мышцами обучения по первому направлению недостаточно.

- А занятия по коррекция мимики – это фактически косметология?

Это оздоровление, омоложение и профилактика эмоционального перенапряжения, и эстетическая косметология, и саморегуляция. Мышцы лица – это инструмент, с помощью которого весь организм приводится в новое состояние. И если мы говорим о внешнем эстетическом эффекте, то это, можно сказать, приятный «побочный» эффект. Человек меняется, гармонизируется изнутри, и, естественно, это отражается положительно на его внешности. Эффект этот, конечно, отвечает на запросы населения. Когда лица разглаживаются, когда маски уходят, то все люди становятся очень красивыми.

Есть ситуации, когда люди не воспринимают свое лицо, вплоть до того, что не видят себя в зеркале, а, начав работать по методике, вдруг начинают себя видеть, воспринимать, отбрасывают все великое множество претензий к себе и комплексов, это сразу наглядно видно. Они начинают смотреть на себя с удовольствием, что здорово гармонизирует саму личность. Очень приятно слушать рассказы наших дам о том, что окружающие спрашивают их после курса занятий, каким способом удалось так помолодеть, где они делали пластику и куда вшивали золотые нити.

..........

Кстати, на занятиях бывают не только люди с возрастными изменениями лица, приходит и молодежь. Занимаются 20-летние, много молодых людей и девушек от 24 до 30 лет, у которых часто бывает даже асимметрия лица. Асимметрия – знак того, что в мимику привнесено очень много личностного, что доминирует некая определенная черта, например, скепсис. Когда это «выравниваются», их светлые и открытые лица выглядят очень привлекательно. Они меняются и внутренне, начинают осознанно учиться, общаться, по-другому строят личные отношения.

- На чем базируется работа с мимикой?

Техника работы с лицом и мимическими мышцами основана на том же подходе «Практики осознанного отражения»: восстанавления адекватной мимической экспрессии. Изначально человек реагирует на раздражитель мимикой, возникает гипермимичность. Но следующая фаза – это амимичность, когда эмоции зашкаливают, мимика как бы «зависает», и на лице появляется маска, человеку становится трудно изобразить ту или иную эмоцию. Все его лицо находится в постоянном привычном напряжении. Интересное наблюдение, что при гипермимичности человек прилипает к зеркалу и скрупулезно рассматривает свои морщины, он очень недоволен собой и пытается с ними справиться. При гипомимичности люди вообще в зеркало не смотрят. Если это мужчина, то он даже бреется, не глядя в зеркало, наощупь, не воспринимая собственный образ. Связи между полушариями нарушены, и он фактически действительно себя в зеркале не видит. Наша задача в этом случае снизить напряжение, существующее в психике человека, путем расслабления мимических мышц.

- Каким образом это производится?

За 7 дней мы устраняем старую привычку. На 7 занятии формируем новый образ себя. С 8 по 14 – формируем новые привычки. На 15 занятии закрепляем.

В групповых занятиях вы час лежите в «релаксе» – и ваш организм все делает за вас: 40 минут релаксация, 10 минут – преобразование черт лица, 10 минут – активная практика. Акцент делается на обучении «релаксу» и его закреплении с помощью графического образа для воспроизведения состояния внутреннего «баланса чувств» без посторонней помощи. Во время занятий происходит отучение от привычного фиксированного перенапряжения в мимических мышцах путем постепенного отвыкания бессознательно удерживать напряжение. В конце занятия я проверяю, что у всех выработан автоматизм. Прошу человека сдвинуть брови, долго-долго держать. Ему быстро становится некомфортно, и он их отпускает. Навык выработан.

- Что же происходит дальше?

Эмоциональные впечатления и приятные внутренние ощущения легко запоминаются и воспроизводятся самостоятельно в памяти по ассоциативному пути, так автоматически реализуется эффект научения поддержания "альфа-состояния". Пройденный курс не нужно проходить повторно, так как обычно человек хорошо, до автоматизма, усваивает новый способ взаимодействия с мышцами своего лица, а через них – с организмом в целом.

- Получается, что для того, чтобы устранить тревогу и избавиться от морщин, надо всего лишь устранить некую доминанту и размыть рефлекторную дугу?

Совершенно верно, все работает по принципу адаптационного синдрома на реакцию тревоги по Селье. Каково типичное лицо «фобика» – сильно вытаращенные глаза, глазные мышцы напряжены настолько, что кажется, будто глаза вылезают из орбит. Скуловые дуги напряжены. Такое лицо характерно для некоторых европейцев. То есть, постоянное нахождение в состоянии напряжения и ожидания какого-то негативного воздействия.

Это первая стадия (стадия тревоги) адаптационного синдрома Селье. На физиологическом уровне она заключается в выбросе в кровь огромного количества дофамина («гормона удовольствия»). Глюкокортикоидов мало, адреналина мало, то есть, в случае возникновения опасности мышцы отработают свое – человек вскочит, убежит, подерется, испытает облегчение, и напряжение спадет.

Вторая стадия (сопротивления) – вступает в силу, если, например, драки не произошло, а условия не изменились. И это уже негативная эмоциональная ситуация – резко падает уровень дофамина, увеличивается уровень глюкокортикоидов, высоко поднимается уровень адреналина и норадреналина (внешне это выражается неудовлетворенностью, агрессией, фобическим напряжением и отвращением к возникшей ситуации). И третья стадия (истощения), когда человек, не умеющий получать удовольствие от жизни, с огромным количеством глюкокортикоидов и адреналина, попадает ко мне на коррекцию стрессового состояния.

Внешне его лицо либо представляет собой оцепеневшую маску либо оно гипермимично. А внутренне – он испытывает постоянное чувство тревоги (это состояние очень хорошо описал профессор Ю.М.Орлов), то есть, просто не может понять, то ли ему удрать, то ли подраться, он уже исчерпал все свои адаптивные возможности и перестает адекватно реагировать на ситуацию. Мозг «закипел», и психика на грани истощения.

Здесь задача – завершить незавершенные мышечные действия. Вот вы протягиваете мне руку, в ответ на то, что я протянула вам ладонь, а я вдруг руку убираю, и ваша рука зависает. Раз зависла, два зависла, три зависла - и ваш компьютер висит. То же и с мимическими мышцами. Раз недоотреагировали, два, три, и вот результат – застывшие мышцы, не до конца расправляющиеся складки кожи, то есть, морщины. Привычные морщины. И вот в глубоком расслаблении, в «релаксе» люди довершают свои действия, расслабляя мышцы. Мимические мышцы во время занятия у них двигаются, как бы «довершая» свои действия: подергиваются губы, поднимаются брови, сжимаются мышцы век, подрагивают пальцы рук, то одна, то другая мышца тела начинает сокращаться и расслабляться, дорабатывая тот этап, на котором она зависла.

Во время занятий происходит устранение нервно-мышечных паттернов и отучение от привычного фиксированного перенапряжения в мимических мышцах. Люди постепенно отвыкают бессознательно удерживать напряжение. Улыбка становится легкой, естественной, черты лица смягчаются и разглаживаются, восстанавливается природная гармония лица.

- Каким же образом этот навык закрепляется в дальнейшем поведении?

Это происходит автоматически и подсознательно. Если мы с вами успокаиваемся после плача, крика, ругани с помощью какого-то определенного способа, то происходит бессознательное автоматическое закрепление этого поведения. Ребенок, которого после того как он заплакал, мать подхватывает на руки, в следующий раз заплачет умышленно, когда захочет к ней на руки. Отсюда и следует, что латентное обучение самое прочное.

Мы корректируем мимическую рефлексию, убираем мимическую реакцию на раздражитель, учимся осознанно управлять мимикой. Поднимать бровь, когда чем-то рассержены, сморщиваться в случае отвращения. И мы точно понимаем сигнал, который посылаем, внимательно отслеживаем любое проявление мимических движений мышц для их полного расслабления. Это становится автоматизмом, без затраты усилий.

- Елена, как все-таки Вы пришли к мысли заниматься подобной практикой?

В моей жизни было достаточно различных кризисных ситуаций, впрочем, как и у каждого человека. Но в одной из таких ситуаций, когда у меня возникло довольно тяжелое депрессивное состояние, я совершенно случайно познакомилась с психологом В.А.Ивановым. Пройдя у него технологию по переработке переживаний, освоив ее, я практически полностью избавилась от своих психологических проблем. Научилась справляться с волнением, чувствовала себя очень хорошо и на первых порах даже несколько эйфорично, только не было баланса, не укоренилось новое поведение. И вот в таком несбалансированном состоянии я попала в автомобильную аварию. Было лобовое столкновение с КАМАЗом. И если бы не тот навык справляться с эмоциями, который к тому времени уже был сформирован, у меня, наверно, не было бы возможности сейчас давать Вам интервью. В той критической ситуации, я совершенно трезво, безэмоционально могла отследить ситуацию – вот он, навык параллельного внимания! Лежа на асфальте, я, для того, чтобы на меня не наехали машины, отползла в сторону. Я увидела водителя КАМАЗа, который быстро прыгнул в машину и попытался уехать, но не смог, потому что у него упал задний мост. Я отметила всё: повреждения тела и своей машины, то есть видела все произошедшее как бы со стороны, но при этом отдавала себе отчет о случившемся.

- И это все несмотря на сильную боль?

Боли я не чувствовала, видимо, именно в это время очень хорошо работали дофамины и эндорфины. Вообще в первые 30-40 минут, если человек эмоционально не вовлечен в ситуацию, боли не бывает, как раз для того, чтобы он мог, например, бежать с переломами, спасаться или что-то предпринять, чтобы оказаться в безопасном месте. Но это только в том случае, если он умеет контролировать свои эмоции. Как только он эмоционально включается в ситуацию, оценивает, что не хватит сил справиться с повреждениями, боль сразу захлестывает, так как боль это то же переживание. Возникает паника и ужас. Все это описано в моей книжке, она писалась в режиме он-лайн в инвалидном кресле. У меня было такое количество сочетанных травм, что от меня отказались несколько больниц. Однако благодаря применению навыка, полученного от В.А.Иванова, я очень быстро пошла на поправку. У меня за неделю практически срослись ребра, активно восстанавливались ткани. Врачи говорили, что я год не буду нормально передвигаться, но через 2 с половиной месяца я вышла на работу.

- С чем же было связано такое быстрое выздоровление?

Суть саморегуляции в том, что если ты не остаешься эмоционально в том времени, когда случилась трагедия, а живешь здесь и сейчас, применяя все приемы, отключив все отрицательные мысли и эмоции по поводу случившегося, то силы организма и вся энергия направляются на выздоровление. И мои приемы по восстановлению лица (у меня был сломан нос и фактически он был на левом глазу, мне только чуть-чуть хирургически подняли кости) были выработаны именно тогда, в той критической ситуации.

- И все-таки как же это осуществлялось практически?

Когда мне было сказано, что сделать с лицом ничего нельзя, мне пришлось самой изыскивать возможности для восстановления. Имея в копилке некоторые приемы и помня, как выглядел мой профиль, я стала пользоваться моторной визуализацией – то есть, погрузившись в расслабленное состояние, представляла себе свой ровный, здоровый, красивый профиль таким, каким мне хотелось бы его видеть.

В этом состоянии, уверяю вас, можно смоделировать себе все, что угодно во внешности. Таким же образом я срастила себе сломанные кости на ноге, просто «культивируя» образ здоровой ноги в состоянии полной расслабленности. В то время была реклама бритвы «Жилетт», где девушки сидят на дереве и болтают ногами. Вот я и представляла, себя сидящей на дереве и болтающей здоровыми ногами. Выздоровление шло быстро. Правда, на 10 день у меня был флеш-бэк синдром, когда постоянно воспроизводилась картинка, что на меня наезжает колесо камаза – то есть, последнее, что я видела во время аварии. Этот синдром мне угасил В.А.Иванов, специально приехавший мне помочь.

Впоследствии, уже встав на ноги, я решила заниматься возможностями саморегуляции профессионально. Получила дополнительное образование в области практической психофизиологии на кафедре психофизиологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Изучила коррекцию постстрессовых расстройств с помощью биологической обратной связи.

..........

- У Вас уже, наверно, есть опыт, когда Вы посмотрите на человека, на состояние его лица и можете определить, какая у него проблема?

Да, есть такой опыт видеть функциональное состояние организма, считывать личностные кризисы и мгновенно получать информацию по лицу человека. Случаются и нелегкие ситуации, к которым надо быть морально готовой. Например, иногда можно определить по маске лица, что из человека уходит жизнь.

Однажды гуляю по парку, вижу, идет навстречу прекрасная пара, мимолетный взгляд на лицо женщины, и я вижу те зоны, которые отвечают за энергию жизни, и понимаю, что у нее энергии нет, и через короткое время ее не станет, поскольку это, скорее всего, онкология.

Это «издержки» профессионального внимания, и его уже не выключишь просто так. Первое время такие неприятные ситуации происходили часто, сейчас я разделяю задачи и управляю вниманием, где нужно внимательно изучить человека, где просто общаться. Точно так же как не будет стоматолог на светском рауте заглядывать в рот и выискивать пломбы или недостатки прикуса.

- А как можно проверить, есть ли проблемы, фиксированные в наших мимических мышцах?

Осознанное управление лицевыми мышцами и просто и сложно одновременно. Свободная мимическая пластика заключается в том, что по желанию вы можете сжать и расслабить любые мышцы лица, чувствовать их движение. Наморщить лоб и расслабить его до конца, сдвинуть брови и легко отпустить их, улыбнуться без напряжения, подвигать вправо-влево верхнюю и нижнюю губу, зажмуриться и расслабить веки.

При кажущейся простоте этих типичных мимических движений многие люди не способны в полном объеме их совершать, так как с некоторыми мышцами нарушена обратная связь. Самое наглядное тестирование – способность чувствовать нос и легко двигать кончиком носа из стороны в сторону и вверх-вниз с помощью верхней губы.

Кроме того, можно просто оценить симметричность лица. Чем более оно симметрично, тем более благополучен человек в психологическом плане.
Но самое интересное, что техника, которую я проверила, что называется, на себе, способна менять структуру личности. То есть, я из холерика фактически превратилась в сангвиника и из интроверта в амбиверта, то есть гиперэмоциональность и импульсивность в реакциях сменились устойчивым равновесием. Реже всего, как известно в психологии, меняется темперамент. Но при применении этих практик, возможно воздействие и на темперамент в сторону его сбалансированности. Мои занятия по обучению навыкам саморегуляции - это пропущенный через себя, реальный и воспроизводимый опыт, который я называю знанием.