Аспекты метода «Практика осознанного отражения»:
Релаксация мышечная и мыслительная – центральное ядро обучения. В основе идеомоторной релаксации лежит полная проработка и расслабление мимических мышц лица при помощи алгоритма последовательных умственных действий (без физических движений). Процесс расформирования старых неадаптивных мышечных паттернов, а также усвоение новых поведенческих навыков, всегда осуществляется в нейтральном состоянии, т.е. на фоне преобладания парасимпатической нервной системы.
Нейтрализация - обнуление стресс-реакции на стимул, индивидуальное целенаправленное совершенствование механизмов внутреннего торможения.
Обучение - во время занятий по ауторелаксации тренируются различные состояния: равновесия, «невовлеченности», «включенности» и состояние «внутренней тишины». Таким образом, реализуется эффект научения поддержанию спокойно-внимательного состояния.
Сбалансированность – укрепление психоэмоциональной устойчивости организма. В тренировочном процессе у человека развиваются навыки самонаблюдения и трансформации старых эмоциональных и мимических стереотипов, которые усиливают осознанность поведения, способствуют повышению социальной и психологической адаптации.
Применение навыка в жизни - оказавшись в стрессовой ситуации, человек интуитивно вспоминает ресурсное состояние, корректирует себя автоматически, включает алгоритм снижения и нейтрализации волнения, как инструмент активного влияния на эмоциональную составляющую своего самочувствия. Негативные чувства не подавляются, регулируются самостоятельно, протекают непринужденно, быстро проживаются и завершаются.
Автор, практический психофизиолог Алексеева Елена Михайловна, синтезировала эффективную систему тренировки по саморазвитию и управлению собой на собственном реальном, а главное, воспроизводимом опыте.
«Практика осознанного отражения»- метод психофизиологической и эстетической саморегуляции, основан на целостном, интегральном подходе к здоровью человека. Особенность метода заключается в том, что, опираясь на природное стремление любой живой системы к оптимальному, сбалансированному функционированию, мы включаем в работу “встроенные” механизмы саморегуляции, используя только естественные средства восстановления.
Актуальность: обучение психофизиологической саморегуляции необходимо для усиления психоэмоциональной резистентности организма, повышения социальной и психологической адаптации, а также для преодоления избегающего поведения и устранения фиксации на страдании после пережитой негативной ситуации.
Применение «Практики осознанного отражения» развивает навыки самоконтроля и дает возможность человеку управлять своим поведением, самочувствием, душевным состоянием, мимикой и выражением лица, адекватным протеканием и отражением эмоций.
Суть метода ПФЭС «Практика осознанного отражения» – коррекция мимической рефлексии, при которой вырабатывается новый алгоритм оптимального реагирования организма на внешнее воздействие – быстрый вид отражения. Выработанные навыки формируют торможение обратной дуги рефлекса «стимулирование-реагирование». Во время тренировки у человека происходят процессы регулирования торможения и возбуждения моторных (двигательных) нейронов в коре головного мозга и восстановление естественной пластики мимики, выравнивание течения психических процессов.
При этом смещается вектор отраженного реагирования с поверхностного личностного уровня эго-экрана, с типичным повышением тонуса тканей в конкретных, в т.ч. и лицевых зонах на иные, сущностные слои осознанности. С проникновением вектора в глубинные уровни сознания, сохраняется адекватная кратковременная мимическая реакция, и тогда повышения тонуса тканей не возникает.
Такая подготовка развивает навык осмысленного самонаблюдения – волевой самоконтроль за процессами протекания поведения, реакций, с осознанием содержимого эмоций и мышления, так и навык самоконтроля за процессами мимических движений.
Цель: развитие самообладания и осознанности, усиление способности волевого контроля за эмоциональными, мимическими реакциями и поведением.
Задачи: изменение динамических стереотипов мимики путем переучивания мышечной памяти, устранение дезадаптивных эмоционально-поведенческих паттернов и программ-реакций на стресс, формирование новых осознанных эмоциональных, мимических, поведенческих навыков.
Возможности метода таковы, что процесс можно начинать и «изнутри» и «снаружи».
«Изнутри» - занятия по осознанному управлению эмоциями - работа с содержанием эмоций. Авторская программа коррекции стрессовых состояний и негативных эмоций - «Трансформация эмоционального реагирования» изменяет эмоциональные и поведенческие стереотипы реагирования, способствует общему укреплению психоэмоциональной устойчивости организма и улучшению качества жизни.
«Снаружи» - занятия по осознанному управлению мимикой - создание новой мышечной памяти лица. Авторские программы индивидуальной и групповой коррекции мимики и омоложения - «Зеркальный образ» и «Фэйсвелнес» изменяют мимические стереотипы, внешность, способствуют эффективной позитивной трансформации личности и омоложению.
Приемы и техники по саморегуляции, управлению образами, используемые в процессе занятий, могут применяться в реабилитационных программах, как в индивидуальной практике, так и в группах. Человек обучается психофизиологической саморегуляции и управлению ресурсами самообладания.
подробнее... Наш мозг обладает фондом лиц, внутренних образов действующих и чувствующих людей.
В этом активно принимает участие феноменальная работа зеркальных нейронов.
В головном мозге формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу.
От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.
-------------------------------------
О чем говорят морщины и нарушения мимики? Слово «морщины» однокоренное со словом «сморщиваться». А сморщивание - это реакция на некоторое внутреннее или внешнее воздействие.
Вид отражения – быстрый: если отреагировать быстрым сморщиванием на то или иное внешнее воздействие (например, сильный порыв ветра, пыль, летящую в лицо), то затем произойдет расслабление. Фактически происходит следующее: поступает стимул в виде раздражения – и возникает реакция в виде сморщивания.
Человек, отреагировав на раздражитель, не морщится больше, расслабление происходит автоматически. Пара стимул-реакция сыграла свою роль и распалась до следующего раза, при этом сохранилась правильная оценка этого воздействия: при столкновении с похожим раздражителем, происходит воспроизведение адекватной мышечной мимической реакции.Это и называется адекватным реагированием. Тонус мимических мышц остается естественным и свободным.
Вид отражения – вязкий: если внешнее событие (отпечатки действительности и поведение окружающих людей) оценивается, как значимое, накладываются негативные ментальные стереотипы ожидания и фильтры эго-установок, эго-программ, на это расхождение ожиданий и реальности включается эмоциональная реакция. Чем больше расхождения между реальностью и шаблонами ожиданий для удовлетворения потребностей и желаний, тем активнее эмоциональная реакция сохраняется за счет мышечного напряжения.
Обычно в ответ на этот стрессовый хронический раздражитель возникает переживание обиды, вины, стыда, страха, гнева и др. А когда информация не проникает в глубинные уровни сознания, не подвергается адекватной оценке мозговыми структурами, на лице застывает эмоциональная реакция - определенное «искаженное выражение», маски.